Совокупность двигательных возможностей человека, проявляющихся в виде различных двигательных умений и навыков в разных видах деятельности, определяется как моторика. Моторика бывает артикуляционная – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, мелкая моторика включает использование мелких мышц рук, пальцев рук, и крупная моторика. О ней и пойдёт речь в данной статье.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как ползание, ходьба, бег, прыжки и тому подобные. Развитие моторики полезно всем без исключения детям, в том числе и детям с аутизмом.
В настоящее время аутизм рассматривается как своеобразное нарушение психического развития. В структуре клинико – психологических проявлений у детей с аутизмом отмечается наличие характерных особенностей развития моторики.
Она наблюдается в двигательной заторможенности, вялости, либо наоборот расторможенности, возбудимостью с порывистостью движений. У детей с полевым поведением стоит уделить внимание на грациозность, плавность и ловкость движений. Динамика развития моторных функций характеризуется задержкой формирования навыков сидения, ползания, вставания.
Для успешного развития моторики рекомендуем выделить индивидуальные особенности ребёнка, после чего подбирать необходимые игры и упражнения.
Также стоит обратить внимание на следующие моменты:
— Давать чёткие и краткие инструкции: «Посмотри на меня», «Делай, как я».
— Постепенно усложнять упражнения (принцип от простого к сложному). Использовать сначала простые, элементарные упражнения, например; складывание пальцев в кулак, обнимание за спину, поглаживание и растирание рук и ног.
— Поощрять и давать обратную связь вашему ребёнку. Эмоциональное поощрение взрослого важно для ребёнка.
— Использовать интересы вашего ребёнка. Например, использовать любимую игрушку для вовлечения ребёнка в процесс игры, упражнения.
— Совместные занятия (родитель + ребенок / брат — сестра). Совместные занятия родителя с ребёнком помогают улучшить результаты развития моторики, тем самым способствуя социальному взаимодействию и дополнительной мотивации.
Рекомендуемые игры и упражнения на развитие моторики.
ПОЛЗАНИЕ: Ползание на четвереньках по матам по прямой, ползание на четвереньках между предметами и вокруг них, ползание на спине, лежа на скользящей поверхности и отталкиваясь двумя руками.
ХОДЬБА: Обычным шагом в заданном направлении (удержание направления по кругу спортивного зала), на носках, с высоким подниманием бедра, ходьба приставным шагом правым и левым боком.
БЕГ: Обычный, в колонне друг за другом (когда взрослый выступает в качестве ориентира и направляющего), оббегать предметы, чередовать ходьбу с бегом по команде «Бегу», «Иду».
ПРЫЖКИ: На двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперед, прыжки на двух ногах через линию (шнур).
Сенсорные игры, такие как тактильные и двигательные могут быть отличным способом для развития тактильных ощущений и моторики
Тактильные ощущения – то, что ребёнок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: например, большой мяч и маленькие бусинки, различные шарики и кубики, и соприкосновения, объятия с другим человеком.
Двигательные ощущения – ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений, например, ходьба, бег.
Игра «Тормошение»
Обычно происходит на полу или диване, и ребёнок является инициатором этой игры. Во время игры можно валяться, обниматься и т.п.
Игра «Догоню – догоню, поймаю – поймаю»
Делаете вид, что пытаетесь поймать ребёнка, а он убегает. Предложите ему варианты игры наоборот – пускай он попробует догнать Вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребёнка, т.к. требует от него большей активности и произвольности движений.
Помните, что успех ребёнка во многом зависит от положительного и поддерживающего отношения к нему близких взрослых.
Кожемякина Ирина Николаевна
инструктор по физической культуре