Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Что такое визуальное расписание? Как понять, нужно ли оно моему ребенку?

20 Ноя, 2024 | Раздел: Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды | Нет комментариев

Если у вашего ребенка диагностировано РАС, возможно,  Вам рекомендовали начать использовать визуальное расписание. Родителям не всегда очевидно, чего оно позволяет добиться, как начать его применять, и стоит ли.

Что же представляет собой визуальное расписание?

Говоря максимально просто: это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.

Расписания широко используются обычными людьми: просто вспомните о ежедневнике, списке покупок и перечне дел на день. Все эти помощники призваны облегчить нам задачу по запоминанию больших объемов информации.

Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия, задания и действия, которые нужно совершать в течение дня или в процессе выполнения определенной задачи.

Как понять, нужно ли визуальное расписание вашему ребенку?

Задайте себе вопрос: «Есть ли какой-либо навык, действие или последовательность действий, которому я не могу научить своего ребенка, используя речь или визуальный показ?». Если ответ на данный вопрос утвердительный, возможно вам пригодится помощь визуального расписания. Так как это очень удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: чистка зубов, гигиена перед сном, навык самостоятельной игры, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых, последовательность выполнения задания или заданий и т.п.

Имея четкую структурированность, визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:

Самые сильные стороны  для развития и обучения. Визуальное мышление наиболее развито у большинства детей с РАС. Расписание позволяет изучать новое, опираясь на сильную сторону ребёнка.

Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Благодаря расписанию, ребёнок может научиться переходить от одного занятия к другому, ориентируясь на расписание, а не на руководство со стороны другого человека или его вербальные подсказки.

 Не нужно запоминать быстро и сразу надолго. Это позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.

Фиксация начала решения проблемы и результата усилий. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.

Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. 

Если же вы решили начинать использовать визуальное расписание, важно выбрать подходящее именно вашему ребенку:

1 вид визуального расписания – предметное расписание.

Применяется для детей, у которых затруднено восприятия плоскостного изображения. Представляет собой несколько корзинок в которых размещаются реалистичные предметы, напоминающие ребёнку о дальнейших действиях, например: совочек – идём гулять, ложка — пришло время обеда, мыло – помой руки.

2 вид визуального расписания – очень подробное расписание – разбивающее каждое задание на небольшие конкретные шаги. Обычно служит для улучшения восприятия ребенком многошаговой инструкции (возьми синий карандаш и нарисуй рыбку), либо для разъяснения/напоминания последовательности определенного действия (полей цветок).

3 вид визуального расписания – графические (двухмерные) изображения предметов. Представляет собой изображение (картинки или фотографии) предметов или действий, которые необходимо выполнить ребенку.  Фотографии предлагаемых предметов предпочтительны на белом фоне, могут быть представлены перед ребенком в виде альбома, где он переворачивает страницу после выполнения задания, либо в виде карточек разложенных на поле, где ребенок переклеивает фотографию в окно «выполнено» после завершения задания.

4 вид визуального расписания – письменное расписание.

Письменное расписание бывает нескольких видов:

— печатаное расписание, которое ребёнок читает;

— расписание, написанное от руки педагогом;

— расписание, написанное рукой ребёнка.

Помните главное: подбирайте материалы доступные для ребенка, в соответствии с его возможностям.

Учитель-дефектолог Березкина Е.А