Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Слушание музыки как способ коррекции эмоциональных состояний у детей с ОВЗ

29 Ноя, 2024 | Раздел: Педагоги доп. образования | Нет комментариев

Музыкотерапевтический подход в работе с детьми с ОВЗ

В современной реабилитации детей с ограниченными возможностями музыка позволяет найти подход к ребёнку, заглянуть в его внутренний мир, наладить с ним контакт.

Порой бывает очень сложно диагностировать ту или иную проблему, мешающую ребёнку чувствовать себя полноценным и счастливым, музыка в этом случае выступает как особый универсальный язык, как способ коммуникации, помогающий наладить связь между взрослым и ребёнком. Помимо функции диагностики музыкотерапия способна корректировать дефекты речи, развивать моторику у детей с ДЦП, способствовать адаптации детей с различной формой аутизма и др.

Музыкотерапия возникла в самом начале истории человечества. История слияния музыки медицины своими корнями уходит в глубину веков, когда музыка и искусство были неразрывно связаны с исцелением. Еще в Древней Индии, Египте, Греции, Китае, а также в Древней Руси философы, музыканты, целители использовали музыкальные ритмы и мелодии с целью воздействия на человека и его здоровье.

Особую роль в обрядах играл ритм. Его изменение — ускорение или замедление — вызывало у людей определенные двигательные реакции. «Эвритмия» — понятие, введенное Пифагором, означало человеческую способность находить ритм в жизнедеятельности. Знаменитый математик считал, что порядок и гармония из музыки может передаться душе человека, и поэтому музыка может излечивать от всех болезней.

В современной России музыкотерапия используется как в санаторном лечении, так и в психиатрии.

Различают три основные формы музыкотерапии:

  1. Интегративная музыкотерапия — сочетание музыкотерапии с другими видами арт-терапий, например, с рисованием, с танцами, с лепкой, с песочной терапией, оригами, поэзией и др.
  2. Активная музыкотерапия — музыкотерапия, при которой требуются определённые навыки обучающего и обучаемого. Предполагает активное участие в музыкальном процессе.
  3. Смешанная музыкотерапия — синтез двух предыдущих видов. Предполагает участие в музыкальном процессе, но без освоения профессиональных навыков.

Музыка влияет на интеллект. Прослушивание музыки создает хорошее настроение и активизирует работу мозга, так как ритм мелодии совпадает с биоритмами нервной системы.

Играя на музыкальных инструментах, ребенок развивает свои математические способности в силу необходимости понимать ритм и чувствовать скорость музыки. Регулярная музыкальная практика развивает логику и креативное мышление, активизирует полушария мозга, что приводит к ускоренной обработке информации малышом.

Исполнение музыкального произведения стимулирует развитие нейронных связей в участках мозга, задействованных в развитии речи.

Пальчиковые игры под музыку способствуют развитию мелкой моторики у детей, таким образом готовя ребенка к письму и рисованию.

Занимаясь музыкой, ребенок ускоряет свое умственное развитие, расширяя спектр эмоций, усложняя представление об окружающим мире.

 

Кому же подходит музыкотерапия?

— младенцам во внутриутробном и раннем развитии и их матери;

— детям с аутизмом (синдром Аспергера, синдром Канера и др.);

— детям с речевыми нарушениями;

— детям с церебральным параличом;

— детям с нарушениями зрения;

— детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью;

— детям с нарушением слуха.

 

Музыкотерапия для детей с аутизмом

Лёгкие формы аутизма, позволяют ребёнку без особого труда присутствовать в коллективе. Более тяжёлые формы, как правило, требуют индивидуального подхода. Музыка в данном случае является тем языком, которым ребёнок выражает свои чувства и эмоции, помогает ребёнку с аутизмом чувствовать себя значимым, реализованным, понятым окружающими.

При занятиях музыкой необходимо максимально глубоко и очень осторожно касаться их внутреннего мира, проявляя искренний интерес к его личности. Очень важны: особый тон, деликатность, терпимость.

Также ребёнка, страдающего аутизмом, можно вывести из состояния тревоги и успокоить, используя соответствующую музыку, лишенную диссонансов и излишней громкости.

Многие специалисты, работающие с людьми с аутизмом, подтверждают эффективность использования всех направлений музыкотерапии: рецептивной (прослушивание музыки), активной (самостоятельное воспроизведение и игра на музыкальных инструментах), где ребенок имеет возможность наладить коммуникацию с окружающими невербальными способами, и интегративной (в сочетании с рисованием, лепкой, фотографией и др.).

С помощью музыкотерапии дети с аутизмом преодолевают не только коммуникативные трудности, но и имеют возможность повысить уровень психической и умственной активности, поскольку музыка — это эффективное средство в деле обучения и общего развития ребенка. Индивидуальный подход в применении музыкотерапии зависит от личности ребенка и его предпочтений.

 

Дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Большинство ученых, занимающихся изучением детей с интеллектуальными нарушениями, наблюдает у них различный спектр эмоционально-личностных проблем. Это и эмоциональная незрелость, которая ведет к поверхностным контактам, недостаточная эмпатия и сочувствие, агрессия и др. У таких детей часто формируются чувство неуверенности и комплекс неполноценности, появляются тревожность и заниженная самооценка. Психофизическое здоровье этих категорий детей тоже имеет ряд проблем.

В работе с детьми, испытывающими трудности интеллектуального характера, могут быть реализованы различные виды музыкотерапии, но в большей степени эффективна активная и рецептивная музыкотерапия.

 

Музыкотерапия способна эффективно помочь детям с нарушениями речи.

Фонетические звуки, используемые в различных песнях, попевках, как нельзя лучше способствуют усвоению навыков правильного произношения. Целью педагога в этой ситуации является подбор наиболее подходящего репертуара, стимулирующего ребёнка успешно произносить неподдающиеся звуки.

Дети с речевыми нарушениями — одна из самых многочисленных категорий детей с нарушенным развитием. Это дети разных возрастов, страдающие алалией, афазией, заиканием, дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и др.

Хорошие результаты показало использование музыкотерапии в комплексной работе с людьми с афазией (расстройство или полное отсутствие уже сформировавшейся речи). Использование музыки не только в воспитании искусством, но и в коррекционно-развивающем и лечебном сопровождении лиц с речевыми нарушениями помогает нормализовать различные сферы (физиологическую, психологическую, клеточную и др.), помогает в дальнейшей успешной реабилитации дет ей и взрослых с речевой патологией.

 

 

Музыкальный руководитель Демкив Елена Станиславовна