Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Ипповенция — «Путь к себе через лошадь»

23 Янв, 2025 | Раздел: Иппотерапия | Нет комментариев

Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. В последние два десятилетия происходит развитие новых форм психологической помощи и обучения, которые можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом-Йорганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек – лошадь».

Что же такое ипповенция, и для чего она нужна?

Для начала, давайте разберемся, в чем разница между иппотерапией и ипповенцией.

Во время занятий иппотерапией ребенок сидит верхом на лошади. Лошадь является, своего рода, биомеханическим инструментом. Во время занятия происходит синхронизация между колебаниями тела всадника и правильными движениями лошади, благодаря которой происходит активизация психической деятельности ребенка (активизируется память, внимание, мышление, эмоции, волевые процессы и т.д.).

А ипповенция – это беспосадочный метод взаимодействия с лошадью, общение ребенка с лошадью происходит с земли в сопровождении психолога (наблюдение, поглаживание, украшение лошади, кормление с ладони, уход и т.п.). Используется данный метод, если ребенок боится сесть верхом, а также, если верховая езда не доступна ребенку по медицинским противопоказаниям.

Ипповенция как разновидность психологической помощи и обучения с участием лошади подразумевает достижение психотерапевтического и развивающего эффекта в процессе организованного психологом взаимодействия ребенка с лошадью. Ипповенцию также можно отнести к одному из направлений анималотерапии либо экотерапии.  Организация общения ребенка с лошадью создает условия для получения нового опыта и осознания таких важных сторон взаимодействия, как ощущения близости и доверия, соблюдения дистанции и осознание своей автономности.

Обычно на первом этапе взаимодействия с лошадью происходит получение знаний о животном, о его строении, о повадках и о правилах общения с ним. Важной частью занятий является наблюдение. Следующий этап – собственно контакт с лошадью. Получение эмоционального, сенсорно-кинестетического, перцептивного опыта подкрепляется организацией рефлексии посредством различных методов и приемов: чтение художественной литературы, рисование, пластилинография, фототерапия и т.п.

Важной стороной работы является рефлексия опыта взаимодействия с лошадью и его соотнесение с отношениями личности в реальной жизни. Уходя домой, родителям полезно поговорить с ребёнком о прошедшем занятии, о впечатлениях, об ощущениях, о чувствах ребёнка. Очень полезно родителям дома вместе с ребенком  просмотреть видео с занятия, рассмотреть фотографии, обсудить, проговорить ещё раз о том, что делал ребёнок на занятии. Можно распечатать фотографии и собрать целый альбом, посвященный теме «Я и лошадка». Так родители формируют у ребёнка представления об образе его Я, восприятие себя в окружающем пространстве, развивают навыки взаимодействия и продуктивной совместной деятельности, а также чувство эмпатии и сопереживания. Это способствует адаптации и социализации ребёнка в обществе, развитию речи, способности к коммуникации, обогащению эмоционального опыта.

Лошадь представляет собой довольно активное и крупное животное, вызывающее у большинства людей опасение или даже страх, преодоление которого при кормлении и тактильном контакте развивает чувство доверия к миру.

Лошадь действительно помогает. Во-первых, она вызывает очень сильные эмоции у человека. Причем у разных людей это могут быть разные – страх, тревогу, радость, восторг. Все это включает конкретные гормональные процессы, определенный синтез нейромедиаторов в головном мозге. 

Во-вторых, лошади обладают мощным магнитным полем, которое образуется благодаря работе их сердечно-сосудистой системы, и это замерено инструментальным путем. Поэтому, даже просто находясь в магнитном поле этого животного, наши биоритмы начинают совпадать с его, и у нас выравниваются некоторые биологические параметры, поэтому человеку достаточно даже просто побыть рядом с лошадью, чтобы ему стало легче, комфортнее, спокойнее.

В-третьих, телесный контакт с лошадью вызывает мощную выработку окситоцина – гормона радости, который положительно влияет на наше здоровье. Общение с таким добрым, спокойным животным никого не оставляет равнодушным и дарит радость и взрослым, и детям.

Лошадь – это прямой доступ к чувствам и эмоциям, это бесценный подарок человеку!

Противопоказаний у ипповенции практически нет, единственное – это аллергия на шерсть животного. 

 

 
Инструкторы по адаптивной верховой езде:
Кривошапкина Надежда Владимировна
Шарабина Наталья Сергеевна