Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Здоровый образ жизни. «Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков».

12 Дек, 2024 | Раздел: Отделение медико-социальной реабилитации | Нет комментариев

Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребёнка, его гармоничного существования в обществе.

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов состояние здоровья населения зависит:

— на 50% от образа жизни,

— на 20-30% от состояния окружающей среды,

— на 15% от генетических факторов,

— и только на 10% от деятельности служб здравоохранения.

Для обеспечения бесперебойного функционирования всех систем организма, а также хорошего самочувствия необходимо следовать принципам здорового образа жизни.

 

Главные составляющие здорового образа жизни:

  • распорядок дня;
  • свежий воздух;
  • двигательная активность;
  • здоровое питание;
  • психическое и эмоциональное состояние.

 

Элементы здорового образа жизни:

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
  • Отказ от вредных привычек (от курения, наркотиков и употребления алкоголя).
  • Здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.
  • Движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, утренняя гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
  • Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

 

     Научить заботиться о своем здоровье маленького ребенка сложно, так как потребность в здоровье у него в силу возрастных особенностей отсутствует. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Но у каждого малыша есть огромное желание скорее вырасти, стать сильным, быть таким как сверстники, а еще лучше хоть в чем-то превосходить их. Поэтому важно с детства последовательно учить ребенка умению оценивать состояние своего здоровья, «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, правильно выражать характер ощущаемых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия.

 

     В силу возрастных и физиологических особенностей ребенок пассивен не только в отношении собственного здоровья, но и своей жизнедеятельности. Поэтому именно в раннем детстве ребенок должен освоить навыки безопасного для здоровья поведения в жизни.

 

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные навыки и знания.

Ребенок должен знать:

  •  правила гигиены и ухода за своим телом;
  •  наиболее опасные факторы риска для здоровья и жизни;
  •  то, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  •  о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

 

Необходимые навыки гигиенического поведения ребенок получает в детском учреждении на занятиях, в общении с социальными педагогами, медицинскими работниками. Но самую большую роль в формировании отношения ребенка к своему здоровью и поведению играет семья. Именно в семье закладываются полезные или вредные привычки, формируется образ

жизни. Маленький ребенок во всем подражает родителям и старшим детям в семье. Существует правило: если хочешь растить своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья.

Здоровье начинается с образа жизни.

Здоровый образ жизни семьи — это благоприятный эмоциональный климат, доброжелательное отношение родителей друг к другу и ребенку, правильное питание, физическая и трудовая активность, совместное выполнение бытовых обязанностей и отдых, образцовое поведение родителей, их отрицательное отношение к курению и алкоголю. Ребенок развивается как личность. В раннем возрасте формируются потребность трудиться, потребность в физической активности, поэтому в семье эти потребности следует удовлетворять и поощрять.

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в создании специальных условий и особом режиме. У них наступает быстрая утомляемость, длительный и монотонный вид деятельности вызывает эмоциональную напряженность. Им свойственны возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность длительных волевых усилий. Одно из условий их успешного развития — продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

 

Сон — это отдых, он способствует восстановлению всех функциональных систем организма, в первую очередь клеток коры головного мозга.

 

Питание должно быть сбалансированным с самого раннего детства. Упор делается на каши и овощи, фрукты. Мучное, сладкое, газированные напитки нужно употреблять по минимуму. Для повышения метаболизма ребенка необходимо приучить к 5-разовому питанию небольшими порциями. Перекусы обязательно должны быть полезными и могут состоять из орешков, фруктов, хлебцев. Если же аппетит плохой, то это говорит о том, что он мало гуляет и у него снижена активность, или же он ест между приемами пищи.

 

Игра и отдых по собственному выбору создают у детей положительные эмоции, что связано с повышением возбудимости коры головного мозга и сглаживанием различных изменений в организме, которые спровоцированы отрицательными эмоциями.

 

В режиме важно выделить время на утренний и вечерний туалет, переодевание детей, умывание перед едой. Проводить это нужно в спокойной обстановке и неторопливо, но не стоит затягивать в ущерб другим режимным моментам.

 

Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим дня в семье прежде всего облегчает работу взрослого, а также приучает детей к определенному ритму жизни, создает бодрое и ровное настроение. Это сохраняет, экономит, восстанавливает силы организма детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой режим называется охранительным: четкий, деловой, спокойный и привычный для ребенка режим дня. Охранительный режим дня выполняется и носит последовательный, постоянный и постепенный характер. Он соответствует возрастным психофизиологическим особенностям и планируется с учетом теплого и холодного времени года. Родители могут ориентироваться на нормы, но учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Показатель Возраст Норматив
Продолжительность ночного сна, не менее 1-3 года 12,0 ч
4-7 лет 11,0 ч
8-10 лет 10,0 ч
11-14 лет 9,0 ч
15 лет и старше 8,5 ч
Продолжительность дневного сна, не менее 1-3 года 3,0 ч
4-7 лет 2,5 ч
старше 7 лет 1,5 ч
Продолжительность прогулок, не менее для детей до 7 лет 3, ч/день
для детей старше 7 лет 2,0 ч/день
Суммарный объем двигательной активности, не менее все возраста 1,0 ч/день
Утренний подъем, не ранее все возраста 7 ч 00 мин
Утренняя зарядка, продолжительность, не менее до 7 лет 10 мин
старше 7 лет 15 мин

Для формирования здорового образа жизни у детей воспользуйтесь следующими советами:

  • развивайте у ребенка навыки безопасного поведения;
  • закрепляйте гигиенические навыки, полученные ребенком в детском учреждении;
  • соблюдайте дома режим дня;
  • проводите закаливающие процедуры;
  • гуляйте с ребенком на свежем воздухе;
  • организуйте совместный досуг и двигательную активность;
  • покупайте натуральные продукты питания и продукты с повышенной биологической ценностью;
  • не отказывайтесь от прививок.

 

Старшая медицинская сестра                                                               Н.Н. Орябец