Музыкальное воспитание детей с ОВЗ, это не только праздники. Это планомерная ежедневная работа по внедрению в жизнь ребёнка понятия музыкальности, связанного практически со всеми видами его жизни. Музыкально-ритмические навыки и музыкальное сопровождение помогают в освоении различной двигательной деятельности, в развитии физической активности, в обучении детей релаксации и саморегуляции; пение помогает в развитии правильной дикции и артикуляции, обогащению и закреплению словарного запаса; театрализованная деятельность способствует развитию всех компонентов устной речи, развивает социально-коммуникативные навыки, расширяет кругозор.
Каждый родитель ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, отдавая его в образовательное учреждение, как можно быстрее хочет увидеть результат социализации. И чтобы у ребёнка произошли серьёзные сдвиги в развитии, необходима долгая, кропотливая работа родителей и специалистов. Они помогают ребёнку социализироваться в детском коллективе, общаться со сверстниками, привыкнуть к определённым требованиям и правилам, к режиму дня. У многих детей с ОВЗ наблюдаются психические расстройства, практически у всех в той или иной степени нарушена речь. И специалисты должны найти индивидуальный подход к каждому. Найти способ, как помочь данному ребёнку, дать ему возможность раскрыться, реализоваться и почувствовать себя равноценным членом большого детского коллектива.
А музыкальный руководитель при работе с такими детишками должен найти тот вид музыкальной деятельности, который вызовет у ребёнка положительные эмоции, позволит ему участвовать в процессе вместе с остальными детьми. Из всех видов музыкально-театрализованной деятельности, доступной для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, можно выбрать тот, который будет комфортным и приемлемым для этого ребёнка. Индивидуальные занятия с такими детьми (с глазу на глаз), конечно, приносят свои плоды в определённом направлении, но наибольшее эмоциональное удовлетворение такие ребятишки получают в совместной детской деятельности.
За несколько последних лет работы с детьми с различными особенностями здоровья могу поделиться некоторыми наблюдениями. Так, например, у детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР) или тяжёлое нарушение речи (ТНР), может возникать речевой негативизм. Скорее всего, в этом случае ребёнок не будет петь – и не захочет, и не сможет. Но такие дети с огромным удовольствием танцуют, особенно, если им нравится музыкальное сопровождение (это может быть и песня). Так же, весьма охотно, такие дети участвуют в хороводных играх с пением. Участвуют, молча, но весьма эмоционально откликаясь. Особенно, если в игре их выбирают для создания какого-либо образа.
Есть детки с задержкой психического развития, имеющие неконтролируемые поведенческие реакции, например, с аутичными чертами. Таким детям трудно выдержать занятие. Они могут максимум выполнить одно-два задания. Затем быстро утомляются, устают. И даже смена видов деятельности не вызывает у них интереса. Они начинают капризничать, плакать, жаловаться на усталость, головную боль. Детям с такими нарушениями очень хорошо поручить какую-нибудь роль, которую он будет играть совместно с 3-4 детьми, и «репетировать» её не нужно со всей группой. Достаточно 5-7 минут индивидуальной работы, но каждый день. Это может быть небольшой танец-сценка или проходка каких-либо героев, которые не требуют большого сосредоточения, но в комплексе, с костюмом и музыкальным сопровождением, вызовет у ребёнка радостное осознание причастности к общему действию. И можете смело включать этот номер в программу праздничного утренника.
Многие дети с ОВЗ имеют снижение концентрации внимания, им сложно сосредоточиться. Они плохо запоминают слова песен и стихов, порядок движений, с трудом ориентируются в пространстве. Такому ребёнку нужно обязательно подобрать дружелюбного партнёра, который будет помогать и в пении, и в танце, и игре на музыкальном инструменте. Такой некий наставник-ровесник или взрослый, родитель, педагог. В паре с таким «Другом», ребёнок сразу становится увереннее в себе, обращает внимание на осанку, старается выполнять движения красиво и эмоционально.
Есть ещё одна категория воспитанников с ОВЗ. Это дети с пониженными интеллектуальными возможностями. Но именно такие детки очень эмоционально откликаются на музыку, причём на классическую музыку. Они могут выполнять несложные плавные движения под музыкальное сопровождение, совершенно осознанно и эмоционально изображая, например, ветер, вьюгу, ручеёк, плывущую рыбку, летящую птичку.
При работе с детьми нашего центра, музыкальный руководитель ставит во главу угла принцип коммуникативности. Это предполагает использование на занятиях ситуации реального общения, творческой активности, вовлечение всех детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация и социализация.
Демкив Елена Станиславовна,
музыкальный руководитель
ГБУ АО Котласский реабилитационный центр
для детей с ОВЗ г. Котлас февраль 2024 год