Социально-бытовая адаптация играет важную роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
С ЧЕГО И КАК НАЧАТЬ?
Работа по развитию социально-бытовой ориентировки включает в себя следующие шаги:
- работу с родителями;
- определение основных целей и задач;
- работу с детьми;
- работу с окружением.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Опыт показывает, что очень часто, обращаясь к специалистам за помощью, родители ориентированы на получение ребёнком образования. Безусловно, это очень важный момент, но не меньшее значение имеет получение опыта ориентировки в социально-бытовом мире, который значительным образом влияет на течение дальнейшей жизни детей.
Очень часто наши педагоги сталкиваются с тем, что ребенок не приспособлен к жизни в социуме: дома за него часто выполняют всё родители (они сами признаются в том, что им проще и быстрее всё сделать самим, чем объяснять или тем более учить тому или иному навыку). Но мы понимаем, что это — не выход из положения, и задача педагогов состоит не только в обучении и привитии социальных навыков и умений, но и в разъяснении родителям, насколько важно их участие в процессе реабилитации, а именно закрепление получаемых навыков в домашних условиях.
Педагог должен находиться в постоянном контакте и взаимодействии с родителями, так как они являются не только источником информации о ребенке, но и главными фигурами в привитии ему социально-бытовых навыков. Также мы рекомендуем привлекать к этому процессу и других родственников (братьев, сестёр, бабушек и дедушек).
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Целью занятий по социально-бытовой ориентировке является максимально возможная в условиях учреждения практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и деятельности.
Задачей в работе по данному направлению является формирование социально-бытовых навыков и умений у детей для дальнейшего интегрирования в общество.
Педагог должен показывать детям, как нужно поступать в реальной ситуации. Для этого в ходе практических работ, экскурсий, игр, бесед, упражнений-тренингов, дидактических игр моделируются и обсуждаются реальные жизненные ситуации.
При работе педагогами используются различные виды помощи:
- показ;
- совместное действие «рука в руке»;
- действие по инструкции;
- действие с использованием схем и сценариев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
Дети по-разному выдерживают ситуацию активного взаимодействия со взрослыми: некоторые способны поддерживать контакт очень короткий промежуток времени и сами дозируют его продолжительность и интенсивность; есть и такие, которые не могут самостоятельно определить «лимит» взаимодействия, и в этой ситуации педагог должен определять степень и продолжительность общения, опираясь на состояние ребёнка.
При обучении детей важное значение имеет правильная организация места, пространства и времени обучения. Это способствует снижению тревожности, упорядочению поведения, следовательно, работа будет более продуктивной. Для формирования бытовых навыков удобно использовать наглядные схемы, где отражена последовательность необходимых действий.
РАБОТА С СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
Главной целью в работе с социальным окружением детей является помощь в переносе полученных знаний, умений и навыков в реальную жизнь для облегчения социализации.
На наш взгляд, работа по данному направлению предполагает, прежде всего, выработку между педагогом и родителями (ближайшим социальным окружением) общей системы требований к ребенку. На занятиях и во время совместных мероприятий педагогом закрепляются новые знания и навыки, а требования доводятся до детей. Приемам, эффективным в случае с конкретным ребенком, педагоги обучают его родителей, а они закрепляют с ним дома или в других местах усвоенные навыки, постепенно сокращая свою помощь и вмешательство.
Важно соблюдать единообразие требований к ребенку. То, что требует один педагог, должны требовать и другие специалисты, и родители дома.
Очень часто круг общения детей ограничивается семьёй, классом, реабилитационным центром. Поэтому в работу по социализации нужно включать и других взрослых: учителей, обслуживающий персонал, других учащихся. Не следует бояться здороваться со знакомыми детьми, спрашивать, как у них дела. Ведь детям очень важно знать, что их замечают, что они интересны ещё кому-то.
С работниками культурно-образовательных и общественных учреждений (продавцами, экскурсоводами и др.), которые посещают наши дети, обязательно должны проводиться предварительные беседы о тех проблемах, с которыми они могут столкнуться при встрече с детьми. Это поможет избежать различных негативных эмоций с обеих сторон.
Педагоги службы дневного пребывания