Становление и развитие эмоциональной сферы ребенка начинается еще во время его внутриутробной жизни. Появляясь в этом мире, ребенок учится овладевать речью, движениями и эмоциями. Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте.
С помощью эмоций ребенок учится выражать свои просьбы и желания, а также понимать других людей.
В дальнейшем, ребенок, понимающий эмоции других людей, научается контролировать собственное поведение, что благоприятно повлияет на взаимодействие с социумом и обучение.
Эмоциональное развитие ребенка
(возрастные ориентиры) к 1-му году:
-
- Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
- Показывает недовольство:
- при слове «нельзя»,
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
- Радуется приходу близкого человека.
- Подражает мимике взрослого.
- Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
- Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Эмоциональное развитие ребенка
(возрастные ориентиры) к 2-м годам:
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
- Может отказываться от общения с незнакомым взрослым.
- Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
- Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми.
- Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».
- Понимает слова: «хорошо», «плохо».
Эмоциональное развитие ребенка
(возрастные ориентиры) к 3-м годам:
- Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения.
- Проявляет инициативу, независимость.
- Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный»).
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Педагог-психолог Иванова Е.А.