Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Экстренное вмешательство взрослых при агрессивных проявлениях у детей

9 Окт, 2024 | Раздел: Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды | Нет комментариев
  1. Снижение напряжения ситуации

Если ребенок злится, кричит, бросается на вас или других людей с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Такое поведение для ребенка означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах.

Типичные ошибки взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:

— использование физической силы;

— повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

— демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

— агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

— сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

— втягивание в конфликт посторонних людей;

— угрозы наказания;

— сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;

— команды, жесткие требования, давление;

— оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

  1. Установление с ребенком обратной связи.

Для этого используются следующие приемы:

— констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);

— констатирующий вопрос («ты злишься?»);

— раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»);

— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

— апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

3. Демонстрация взрослым модели неагрессивного поведения.

— пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

— внушение спокойствия мимикой, жестами, интонацией, позой;

— использование юмора;

— признание чувств ребенка.

4. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

— полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

— выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);

— переключение внимания;

— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

  1. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и для самого маленького агрессора.

  1. Сохранение положительной репутации ребенка.

— публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

 

  1. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.

— Комкать и рвать бумагу.

— Топать ногами.

— Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

— Нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется ребенку-агрессору. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку.

— Получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Если агрессивные поступки повторяются очень часто, родителям стоит задуматься о психологической атмосфере в семье, проанализировать, не слишком ли часто ругаются взрослые между собой, не повышают ли голос на сына/дочь, не используют ли физические наказания? Хвалят ли своего ребенка или только требуют? Обнимают ли? Если ребенок упорно продолжает оставаться чрезмерно раздражительным и злым, то необходимо обратиться с этой проблемой к психологу.

Агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно. Подавлять проявление агрессии ребенком ни в коем случае нельзя, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью.

 

 

Педагог-психолог Кривошапкина Надежда Владимировна