Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Как гаджеты влияют на развитие ребенка?

12 Сен, 2024 | Раздел: Педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопеды | Нет комментариев

  Современные родители активно используют и внедряют в жизнь своих маленьких детей разнообразные электронные устройства — телефон, планшет, компьютер, телевизор, интерактивные и мультимедийные  игрушки и т.д. Чрезмерное увлечение гаджетами влияет  на здоровье, обучаемость, отношения в семье и социализацию детей.

   Степень влияния электронных устройств на детей может быть разной. Чем младше ребёнок, тем проще он поддаётся негативному влиянию и тем более пагубными могут быть последствия.

1)  Неправильное формирование зрения. Бинокулярное зрение  и острота развиваются до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается к 9-ти годам.  Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3D-пространстве. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра) препятствует развитию этих функций. Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку кидают мяч, а он стоит, не двигаясь, и вообще, не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение экранами. Зрительные функции не развиваются должным образом, и малыш получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна. А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание малыша с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и кошечку или машинку вдалеке, и на жука под ногами и т. д.  Дети, привыкшие к гаджетам, быстро устают от чтения, часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова. Это происходит из-за слабости глазных мышц, неспособности расширить зрачки.

2) Трудности с формированием  мелкой и крупной моторики. До четырёх лет ребёнок должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Сидя за экраном, он упускает время, отведённое на это природой. Мелкую моторику невозможно развивать тыканьем пальцем в экран телефона или планшета. Движения рук должны быть разнообразными.

3) Нарушение пищевых привычек.  К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом. Срабатывает эффект собаки Павлова: человек, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. В дальнейшем это может привести к ожирению.

4) Потеря эмоциональной связи с родителями. Чем больше времени ребенок проводит с гаджетом, тем больше он отдаляется от родителей, уходя в виртуальный мир. Шансов выстроить доверительные отношения в семье становится меньше, потому что живое общение заменяется «экранным». Если родителю важно быть действительно близким для своего ребёнка, нужно уделять ему достаточно внимания с самого рождения. Общаться, играть вместе, знакомить с окружающим миром. Когда вместо этого мама и папа «занимают» малыша телевизором и планшетом, лишь бы не отвлекал от «важных дел», не стоит удивляться тому, что он предпочитает экран живому общению и отталкивает попытки наладить с ним контакт.

5) Задержки в развитии речи. Дети учатся говорить и общаться посредством взаимодействия с другими людьми в реальной жизни. Они не смогут выражать свои мысли понятным для собеседника образом, если не будут пробовать делать это часто и получать  обратную связь.

Интересно, что даже  просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка.
6) Сложности с чтением и восприятием информации.

Использование гаджетов приводит к ухудшению способности воспринимать печатный текст. Вырабатывается привычка воспринимать информацию в объёме, ограниченном экраном планшета или телефона. Так, в школе ученикам сложно удержать в голове предложение, состоящее более чем из 10 слов, и ещё сложнее понять его взаимосвязь с другими фрагментами текста.

7) Личностные проблемы. У детей при частом использовании гаджетов происходит путаница между реальным и воображаемым миром. Это приводит к сложностям в адаптации, тревожности, страхам, желанию уединиться, закрыться от мира и людей. Ребёнок становится застенчивым, отказывается от реальных занятий, а при отсутствии интернета или доступа к играм начинает нервничать, раздражаться проявляет агрессию и гнев. И всё это проходит, как только в руках появляется гаджет. Развивается зависимость.

Чек-лист для определения гаджет-зависимости

(прочитайте и отметьте  подходящие пункты):

  • ребенок регулярно играет с гаджетом, а по возможности — ежедневно;
  • время игры с гаджетом возрастает;
  • ребенок регулярно скачивает себе еще игры или приложения, либо просит об этом взрослого;
  • ребенок играет или занимается чем-то еще в гаджете параллельно с другими занятиями: едой, живой игрой;
  • ребенок предпочитает виртуальный мир, например игру или блуждание в сети, любому другому занятию;
  • ребенок испытывает больше позитивных чувств и внимания к виртуальному миру, чем к реальному миру;
  • ребенок не может самостоятельно определить, когда закончит заниматься с гаджетом, говорит «сейчас», «еще», в целом не хочеть думать об этом завершении;
  • без гаджета ребенок томится, скучает, в другом (плохом) настроении;
  • ребенок не хочет и не может самостоятельно отказаться от игры и прервать ее;
  • запрет или невозможность играть с гаджетом вызывают у ребенка негативные чувства;
  • ребенок обсуждает виртуальные игры, героев, ролики и играет в них в реальности, персонажи игры или ролика становятся персонажем живой игры;
  • ребенок скрывает или обманывает взрослого о времени игры в гаджетах;
  • ребенок может использовать гаджет тайком от родителей;
  • ребенок готов на жертвы ради возможности играть в гаджеты: отказаться от прогулки, прибраться в комнате;
  • ребенок готов конфликтовать ради возможности заниматься с гаджетом.

Наличие даже одного из признаков указывает на риск того, что гаджет-зависимость может сформироваться.

Пять и более признаков указывают, что зависимость уже сформирована.

Педагог-психолог Суворова Ольга Николаевна

Учитель-дефектолог Жигалова Алёна Викторовна