Развитие ребенка начинается еще до появления его на свет. А именно в первые 1000 дней своей жизни малыш приобретает самое большое количество навыков и умений: от фокусировки взгляда, движения руки в сторону предмета, целенаправленных действий, ходьбы, первых навыков общения с взрослыми до способности играть.
Именно в игре у малыша формируются, а затем развиваются те навыки, которые будут составлять основу общения, обучения и социализации. Одной из самых первых игр, выделяемых детьми раннего возраста, является игра с мячом.
Эта игра привлекает малышей, во-первых, потому что она не требует от них совершенства навыков зрительно-моторной координации, действий с предметами.
Во-вторых, эта игра дает незамедлительный и очевидный результат своих действий, а также положительные эмоции. Игра с мячом, прежде всего, является игрой для развития взаимодействия родителя и ребенка: во время совместной игры ребенок наблюдает за действиями взрослого, его эмоциями, словами, звуками, отвечает ему и повторяет действия, воспроизводимые им. Малыш начинает подражать! Подражание это повторение, а повторение это основа обучения. Благодаря навыку подражания ребенок начинает активно развиваться: речевое, познавательное, социальное развитие, и, конечно же, в раннем возрасте происходит активное двигательное развитие.
Особенно значима игра с мячом для детей, имеющих особенности развития.
В чем же состоит ценность игры с мячом для двигательного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов?
А ценность игр с мячом – огромна! Они развивают моторику, координацию движений, ловкость, учат концентрироваться. Использование мяча помогает повысить работоспособность таких детей, снять напряжение, способствует переключению с одной деятельности на другую.
Упражнения с мячом могут включать различные движения. Это может быть бросание, ловля, перекатывание и другие движения.
Игры и упражнения с мячом могут быть использованы для обучения различным умениям и навыкам. Использование разноцветных мячей может помочь изучить цвета, а разные размеры понятия “большой” и “маленький”.
При организации игр с ребенком необходимо учесть:
Индивидуальные особенности ребенка и проводить работу с учетом его уровня развития и возможностей
Выбор времени. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и весел, не хочет спать, сыт, когда Вы готовы уделить время для взаимодействия с ним, не отвлекаясь: у Вас есть время и желание.
Посторонний звук. Включенный телевизор, радио или проигрыватель мешает ребенку сосредоточиться. Поэтому, начиная совместную игру, выключите все источники постороннего шума.
Взаимодействие с ребенком во время игры.
— Прежде чем говорить, убедитесь, что ребенок смотрит на Вас или на предмет, на котором ему нужно сосредоточиться. Если он не смотрит, то, скорее всего, вы не получите ответную реакцию.
— Не предлагайте малышу сразу слишком много игр. Начните с простой игры, усложняя ее по мере усвоения ребенком правил. Ребенку легче понимать и принимать правила игры постепенно. Поэтому, если предложить одновременно несколько игр сразу, то внимание ребенка будет рассеяно, и ему будет сложно сконцентрироваться.
— Во время игры обязательно давайте ребенку время на обследование предметов игры (мяч, корзина, и т.д.) После того, как малыш насытился исследованием, предложите ему вариант действия с мячом или мячами, показывая медленно и объясняя спокойно.
— Разговаривайте с ребенком во время игры, четко называя каждый из предметов и действия с этим предметом.
— После игры вместе с ребенком положите предметы на свои места. «Каждой вещи своё место».
Предлагаем примеры игр с мячом, которые могут использовать взрослые, играя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Примеры игр с мячом для детей раннего возраста
«Брось мяч»
Цель: развиваем моторику рук и координацию движений.
Взрослый дает ребенку мяч и такой же берет себе, предлагает вместе бросить мяч «далеко-далеко». Вернуться за ним и принести его маме или любому другому взрослому.
«Отнеси мяч в корзину»
Цель: развиваем координацию и ловкость.
Взрослый ставит корзину в центре комнаты либо зала. Дает в руки мяч и предлагает отнести и положить их в корзину. Можно разнообразить игры по величине «Большая корзина – большой мяч», «маленькая корзина – маленький мяч»
«Попади в корзину»
Цель: улучшить навыки бросания и точность.
В центре ставят корзину. Дети встают по кругу с мячами в руках. По просьбе бросают мячи в корзину.
Игры с мячом сидя на полу:
«Катим мяч»
Цель: развивать умение контролировать движение мяча, улучшать координацию движений
Сидя напротив друг друга катать мяч двумя руками друг другу.
«Прыг скок»
Цель: развивать координацию, ловкость,
Сидя напротив друг друга отбивать мяч об пол и ловить двумя руками.
Примеры игр с теннисным мячом либо маленького диаметра для детей младшего школьного возраста.
Игровое упражнение «Мяч в игре»
Цель: Развивать координацию движений, ловкость.
Упражнения № 1.
1. Бросить мяч вверх и поймать двумя руками
2. Ударить мяч об пол и поймать двумя руками.
3.Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.
4. Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.
Упражнения № 2.
1. Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.
2. Ударить мяч о стену; после того как он упадет на пол, поймать его двумя руками.
3. Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой.
Примеры игр с теннисным мячом в парах.
«Мяч по кругу»
Цель: развитие командного взаимодействия и координации движений.
В игре участвуют от 3 человек. Игроки становятся в круг. Отбивают мяч правой рукой об пол, ловят левой, перекладывают в правую руку и далее по кругу. Затем меняют направление.
Опыт применения таких игр свидетельствует о том, что мяч может быть эффективным средством при работе с детьми: игры с мячом побуждают к общению; способствую развитию функционально значимых навыков и умений, социализации ребенка и освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
Авторы: инструктор по ФК: Кожемякина И.Н.
педагог-психолог Иванова Е.А