- Снижение напряжения ситуации
Если ребенок злится, кричит, бросается на вас или других людей с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Такое поведение для ребенка означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах.
Типичные ошибки взрослого, усиливающие напряжение и агрессию:
— использование физической силы;
— повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
— демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
— агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
— сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
— втягивание в конфликт посторонних людей;
— угрозы наказания;
— сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;
— команды, жесткие требования, давление;
— оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
- Установление с ребенком обратной связи.
Для этого используются следующие приемы:
— констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
— констатирующий вопрос («ты злишься?»);
— раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?»);
— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
— апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
3. Демонстрация взрослым модели неагрессивного поведения.
— пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
— внушение спокойствия мимикой, жестами, интонацией, позой;
— использование юмора;
— признание чувств ребенка.
4. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия ребенка не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:
— полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
— выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
— переключение внимания;
— позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
- Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но и для самого маленького агрессора.
- Сохранение положительной репутации ребенка.
— публично минимизировать вину ребенка («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
— Комкать и рвать бумагу.
— Топать ногами.
— Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
— Нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется ребенку-агрессору. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку.
— Получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Если агрессивные поступки повторяются очень часто, родителям стоит задуматься о психологической атмосфере в семье, проанализировать, не слишком ли часто ругаются взрослые между собой, не повышают ли голос на сына/дочь, не используют ли физические наказания? Хвалят ли своего ребенка или только требуют? Обнимают ли? Если ребенок упорно продолжает оставаться чрезмерно раздражительным и злым, то необходимо обратиться с этой проблемой к психологу.
Агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно. Подавлять проявление агрессии ребенком ни в коем случае нельзя, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью.
Педагог-психолог Кривошапкина Надежда Владимировна