Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Письмо – это особая форма речи. Процесс формирования навыка является длительным и сложным. Он начинается с 2-3 лет и продолжается в начальных классах школы.

Многие родители начинают готовить детей к письму заранее. Покупают тетради с прописями букв и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата?

Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением письму. У детей в дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно сформировать в силу возрастных особенностей и строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общее физическое развитие и укрепление мышц кисти, выработку усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.

Письменный навык формируется в три этапа:

  • аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т.д. 
  • синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
  • автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.

В дошкольном возрасте ребенок получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами. Например, приобретает умение правильно закрашивать силуэты изображений, писать отдельные буквы и цифры необходимого размера и под нужным наклоном, правильно удерживать положение тела во время письма и др.

Что важно для подготовки?

Общее физическое развитие.

Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании навыков письма и красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, что позволяет высидеть за столом  в течение занятия. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника и сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и спазма мышц.

Ребенок физически  развивается во время активных игр на улице, катания на велосипеде или самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т.д.

Моторика

Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия. Моторика разделяется на:

  • крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
  • мелкую – точные движения пальцев рук.

Для формирования навыков письма необходимо уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы как мелкие мышцы кисти, так и крупные группы мышц тела для удержания корпуса в прямом положении.

Последовательные упражнения для подготовки ребенка к письму.

В раннем возрасте родителям важно обращать внимание на то, как малыш держит ложку и вилку во время еды, чтобы избежать неправильного захвата  ручки.

На первоначальном этапе овладения навыком письма, нужно вызвать интерес ребенка к изображению и рисованию и на листе бумаги.

  • Начинать лучше с рисования пальцами. В помощь — пальчиковые краски, песок, манка.
  • Далее появляются мелки, которые должны быть средней мягкости, трёхгранные и короткие, чтобы избежать соблазна захвата кулаком.
  • Использование мелких игрушек (ведение по заранее нарисованной линии, дорожках для машинок, животных, и т.д.)
  • Маркеры.
  • Толстые карандаши
  • Обычные карандаши
  • Ручки

Когда у ребенка сформировался интерес к рисованию на листе бумаги, и рука готова к изображению более точных линий, переходим к графическим изображениям (усложнение элементов):

  • Прямая горизонтальная линия.
  • Прямая вертикальная линия.
  • Крест.
  • Горизонтальная волна.
  • Вертикальная волна.
  • Круг.
  • Петля.
  • переходим к изображению графических элементов по подсказкам (обводим контуры, соединяем точки, проводим по намеченным линиям и т.д.).
  • затем пробуем проявлять самостоятельность при выполнении заданий (используем готовые прописи по возрасту ребенка).

С помощью вышеперечисленных упражнений и советов родители смогут подготовить ребенка к письму. Наберитесь терпения. Каждый ребенок индивидуален! Ваша поддержка и положительный настрой помогут быстрее освоить этот навык!

Учитель-дефектолог
Байтимирова Ольга Валерьевна