Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

Консультирует невролог: Проверьте, что умеет Ваш малыш!

18 Ноя, 2024 | Раздел: Ранняя помощь | Нет комментариев

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами: педиатром, неврологом по следующим показателям:

  • Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
  • Эмоции;
  • Общие движения;
  • Движения руки и действие с предметами;
  • Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
  • Навыки и умения.

Оценка нервно – психического развития  (НПР) проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): на первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.

Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализатор, Ас — слуховой анализатор, Э – эмоции, Др — движения руки и действия с предметами, До — движения общие, Рп — речевое понимание, Ра — речевая активность, Н – навыки, С — сенсорное развитие

 

Развитие каждого ребенка индивидуально, и в этом разделе представлены лишь приблизительные сроки формирования того или иного навыка.

 

1 месяц:

Аз – кратковременно фиксирует взгляд на предмет и следит за ним

Ас – вздрагивает при резком звуке и мигает

Э – первая улыбка

До – попытка держать голову лежа на животе

 

Советы маме: выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости, подвешивать игрушки на 50 — 70 см.

 

2 месяц:

Аз – следит за движущейся игрушкой

Ас – прислушивается

Э – улыбается в ответ на речь взрослого

До – хорошо держит голову 1 – 2 мин в вертикальном положении

 

Советы маме: передвигать игрушки, разговаривать с ребенком.

 

3 месяц:

Аз – фиксирует взгляд на подвижных предметах, узнает мать

Ас – отчетливое слуховое сосредоточение

Э – при разговоре проявляет радость улыбкой, движениями

До – хорошо удерживает голову лежа на животе, есть упор ног

Ра – начинает гулить

 

Советы маме: подвешивать игрушку на вытянутую руку.

 

4 месяц:

Аз – отличает чужих от близких

Ас – поворачивает голову на звук

Э – громко смеется

До – поворачивается со спины на живот

Др – захватывает подвешенную игрушку

Ра – длительно гулит

 

Советы маме: помощь ребенку в развитии захватывающих движений (вкладывать в ручки удобные для захвата предметы).

 

 

5 месяц:

Ас – различает тон при разговоре

До – стоит не подгибая ног при поддержке под мышки, поворачивается со спины на живот

Др – четко берет игрушку, которую держит взрослый

Ра – продолжает долго гулить

 

Советы маме: матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо.

 

6 месяц:

До – переворачивается с живота на спину, подползает

Др – свободно берет игрушку из разных положений

Ра – произносит слоги БА, МА (начало лепета)

Н – снимает пищу губами с ложечки при кормлении

 

Советы маме: необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки.

 

7 месяц:

До – хорошо ползает

Др – постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушку из руки в руку

Ра – произносит слоги многократно (лепечет)

Рп – на вопрос где? находит предмет

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый

 

Советы маме: игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить из чашки.

 

 

8 месяц:

До – сам садится, сидит, сам встает у опоры и ходит о барьер

Др – игрушками занимается долго

Ра – громко повторно произносит различные слоги

Н – сам держит и ест сухарик

 

Советы маме: необходимо разговаривать, играя с ребенком.

 

9 месяцев:

До – ходит при поддержке за обе руки

Др – открывает и закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой

Ра – подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете

Н – умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками, знает горшок, умеет рвать бумагу

 

Советы маме: разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок.

 

10 месяцев:

До – влезает на невысокую поверхность и слезает с нее

Др – накладывает кубики, снимает и одевает кольца пирамидки

Ра – подражает разным слогам взрослого

Н – пьет из чашки

 

Советы маме: закрепление приобретенных навыков.

 

11 месяцев:

До – стоит без опоры сам

Ра – произносит первые слова, обозначения мама, кис — кис

Н – пьет из чашки

 

Советы маме: ребенку необходим максимум общения.

 

12 месяцев:

До – ходит сам

Ра – произносит 8 – 10 слов

Н – сам берет чашку и пьет

 

Советы маме: ребенку необходим максимум общения.

 

Если Ваш малыш  на возрастном этапе не овладел определенными моторными навыками, Вам необходимо проконсультироваться со специалистом! Возможно Вашему малышу требуется помощь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила врач-невролог   Исакова А.И.