С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом.
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами: педиатром, неврологом по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
- Навыки и умения.
Оценка нервно – психического развития (НПР) проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): на первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.
Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализатор, Ас — слуховой анализатор, Э – эмоции, Др — движения руки и действия с предметами, До — движения общие, Рп — речевое понимание, Ра — речевая активность, Н – навыки, С — сенсорное развитие
Развитие каждого ребенка индивидуально, и в этом разделе представлены лишь приблизительные сроки формирования того или иного навыка.
1 месяц:
Аз – кратковременно фиксирует взгляд на предмет и следит за ним
Ас – вздрагивает при резком звуке и мигает
Э – первая улыбка
До – попытка держать голову лежа на животе
Советы маме: выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости, подвешивать игрушки на 50 — 70 см.
2 месяц:
Аз – следит за движущейся игрушкой
Ас – прислушивается
Э – улыбается в ответ на речь взрослого
До – хорошо держит голову 1 – 2 мин в вертикальном положении
Советы маме: передвигать игрушки, разговаривать с ребенком.
3 месяц:
Аз – фиксирует взгляд на подвижных предметах, узнает мать
Ас – отчетливое слуховое сосредоточение
Э – при разговоре проявляет радость улыбкой, движениями
До – хорошо удерживает голову лежа на животе, есть упор ног
Ра – начинает гулить
Советы маме: подвешивать игрушку на вытянутую руку.
4 месяц:
Аз – отличает чужих от близких
Ас – поворачивает голову на звук
Э – громко смеется
До – поворачивается со спины на живот
Др – захватывает подвешенную игрушку
Ра – длительно гулит
Советы маме: помощь ребенку в развитии захватывающих движений (вкладывать в ручки удобные для захвата предметы).
5 месяц:
Ас – различает тон при разговоре
До – стоит не подгибая ног при поддержке под мышки, поворачивается со спины на живот
Др – четко берет игрушку, которую держит взрослый
Ра – продолжает долго гулить
Советы маме: матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо.
6 месяц:
До – переворачивается с живота на спину, подползает
Др – свободно берет игрушку из разных положений
Ра – произносит слоги БА, МА (начало лепета)
Н – снимает пищу губами с ложечки при кормлении
Советы маме: необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки.
7 месяц:
До – хорошо ползает
Др – постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушку из руки в руку
Ра – произносит слоги многократно (лепечет)
Рп – на вопрос где? находит предмет
Н – пьет из чашки, которую держит взрослый
Советы маме: игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить из чашки.
8 месяц:
До – сам садится, сидит, сам встает у опоры и ходит о барьер
Др – игрушками занимается долго
Ра – громко повторно произносит различные слоги
Н – сам держит и ест сухарик
Советы маме: необходимо разговаривать, играя с ребенком.
9 месяцев:
До – ходит при поддержке за обе руки
Др – открывает и закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой
Ра – подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
Н – умеет пить из чашки, слегка придерживая ее руками, знает горшок, умеет рвать бумагу
Советы маме: разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок.
10 месяцев:
До – влезает на невысокую поверхность и слезает с нее
Др – накладывает кубики, снимает и одевает кольца пирамидки
Ра – подражает разным слогам взрослого
Н – пьет из чашки
Советы маме: закрепление приобретенных навыков.
11 месяцев:
До – стоит без опоры сам
Ра – произносит первые слова, обозначения мама, кис — кис
Н – пьет из чашки
Советы маме: ребенку необходим максимум общения.
12 месяцев:
До – ходит сам
Ра – произносит 8 – 10 слов
Н – сам берет чашку и пьет
Советы маме: ребенку необходим максимум общения.
Если Ваш малыш на возрастном этапе не овладел определенными моторными навыками, Вам необходимо проконсультироваться со специалистом! Возможно Вашему малышу требуется помощь!
Материал подготовила врач-невролог Исакова А.И.