Решаем вместе
Есть вопрос?
Categories Menu

В каких случаях можно предполагать нарушение речевого развития?

12 Ноя, 2024 | Раздел: Ранняя помощь | Нет комментариев

            В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей с различными нарушениями в развитии. Общеизвестно, что лучше выявить и предупредить отклонение на ранних этапах развития ребёнка, предупредив тем самым возникновение вторичных нарушений, чем потом устранять целый комплекс устоявшихся недостатков.

           Группой риска являются дети с отставанием в одной или нескольких областях развития или дефектами, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:

  • Генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);
  • Двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;
  • Множественные нарушения;
  • Нарушения аутистического спектра;
  • Сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения);
  • Дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д.)

         Ребёнок, как и любой человек, нуждается в том, чтобы иметь возможность выражать свои потребности, чувства и желания, быть услышанным и понятым. Ранние речевые и языковые навыки приобретаются и используются в первую очередь для коммуникации в социальном взаимодействии. Если освоение навыков затруднено, ребёнку необходима помощь специалиста.

Какие отклонения в развитии ребенка раннего возраста

(от рождения и до трех лет) должны насторожить родителей?

Для ребенка первого года жизни важно обратить внимание на следующее:

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции);
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса;
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.);
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значение отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.);
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова;
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания.

Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие отклонения в речевом развитии:

  • присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);
  • в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;
  • наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);
  • при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;
  • к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой — маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).

Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями отклонения в речевом развитии являются следующие:

  • отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-4 слов;
  • ребенок НЕ называет величину предметов (большой — маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
  • нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);
  • стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;
  • нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков,
  • искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);
  • ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память;
  • ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».

 

Особое внимание необходимо уделять малышам, входящим в «группу риска». Это дети, родившиеся с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (расщелинами губы, неба), дети, испытавшие неблагоприятные воздействия во внутриутробный период развития, в момент рождения или в первый год жизни. Речевое и психическое развитие таких ребят обычно проходит с затруднениями, а, стало быть, родители этих малышей как можно раньше должны начать сотрудничество с логопедом, дефектологом, чтобы оказать грамотную помощь своим детям.

 

Логопед Щетинина И.В.